Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Дьячкова С.П., Дмитриева М.Г., Рыбникова Ю.В.

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НТТЭК:

ОПЫТ РАБОТЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Традиционная система образования, основанная на усвоении знаний, передаваемых от преподавателей к студентам, перестала отвечать требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов. В этой связи активно развиваются инновационные образовательные модели, среди которых наиболее востребованной становится дистанционная модель образования. Опыт работы Центра Дистанционного Обучения (ЦДО) «Нижнетагильский торгово-экономический колледж» служит доказательством данного утверждения.

Начиная с 2003 года, в колледже функционирует и успешно развивается система дистанционного образования. Дистанционное образование – это форма непрерывного образования, которое реализует права человека на образование и получение информации. В основе лежит принцип самообразования, что может рассматриваться как переход от традиционной репродуктивной парадигмы освоения знаний к образованию, основанному на активной, конструктивной и креативной совместной деятельности педагога и студента.

Дистанционное образование имеет множество достоинств, которые являются доказательством его преимущества, а именно:

1). Гибкость и доступность. Это возможность получать образование для всех категорий населения в удобное время, в удобном месте и темпе.

2). Совмещение образовательной и профессиональной деятельности, т.е. возможность учиться без отрыва от производства.

3). Развитие и воспитание личности посредством активных педагогических методов самореализации студента.

4). Формирование высокоразвитой системы управления знаниями путем использования в учебном процессе новейших информационных и коммуникационных технологий. Это позволяет учебному заведению предоставить студентам систематизированную информацию, обеспечить сохранение и систематизацию процесса получения знаний, доступ к информации из любого места. Это позволяет студенту развить умение поиска и работы с информацией, расширить горизонты познания.

5). Формирование новой роли и высококвалифицированной личности преподавателя – как педагога-наставника и одновременно педагога-партнера.

6). Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, концентрированное предоставление учебной информации и мультидоступ к ней, снижение количества кадрового персонала снижают затраты на подготовку специалистов.

Если система дистанционного образования отвечает всем перечисленным характеристикам, ее можно назвать эффективной, прогрессивной и приоритетной в направлении формирования высокого качества образования. Уровень качества образования – это степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач.

Опыт работы Центра Дистанционного Обучения ФГОУ СПО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж» в течение 6 лет позволяет выявить динамику развития таких показателей, как расширение контингента ЦДО, изменение качественной успеваемости, рост востребованности данной технологии обучения, как среди студентов, так и среди работодателей. Анализ данных показателей свидетельствует о формировании достаточно высокого уровня качества дистанционного образования в Нижнетагильском торгово-экономическом колледже.

Начиная с 2004-2005 учебного года, количество выпускников ЦДО ежегодно увеличивается.

Анализируя результаты качественной успеваемости можно увидеть, что в среднем  она составляет 81,2%. Это достаточно высокий показатель, так как основная деятельность студентов – это самообразование. 

Проведенные на базе ЦДО исследования, в которых приняли участие 150 вновь поступивших студентов и 254 выпускника, показывают, что основными причинами выбора данной технологии обучения являются:

1) экономия времени и возможность самообразования в большей степени, чем при традиционных формах обучения – 46,78% опрошенных;

2) удобная, интересная и без отрыва от работы технология – 32,12%;

3) доступность обучения и возможность самостоятельного распределения учебной нагрузки - 21,1%.

Результаты опроса выпускников ЦДО говорят о следующих положительных сторонах дистанционного обучения.

Более 50% выпускников называют удобное время консультаций и возможность их получения посредством Интернет и телефона одними из главных составляющих качества приобретенных знаний и результатов итоговой государственной аттестации; 35.71% респондентов отметили профессионализм со стороны тьюторов и готовность их всегда прийти на помощь.

Опрос выпускников Центра Дистанционного Обучения «Нижнетагильский торгово-экономический колледж» продемонстрировал преимущества дистанционного образования. Выпускник ЦДО – более адаптирован к внешним условиям, более самостоятелен, коммуникабелен, не боится принимать важные решения, более уверенно чувствует себя в мире бизнеса. Учитывая все вышесказанное, можно говорить о качественной подготовке специалиста посредством дистанционных образовательных технологий.

Однако реализация дистанционных образовательных технологий связана со многими проблемами. Опыт работы Центра Дистанционного Обучения позволяет выделить следующие основные проблемы:

1. Отсутствие совершенного нормативного обеспечения дистанционного образования. Законодательно дистанционное обучение должно рассматриваться как самостоятельная форма обучения, а не технология обучения, что требует обновление содержания образовательных учебных планов в государственных образовательных стандартах СПО. Это позволило бы активно внедрять дистанционные технологии в образовательный процесс учебных заведений СПО.

2. Проблема соответствующей подготовки кадров. Ключевой фигурой организации всего образовательного пространства системы дистанционного образования является специально подготовленный преподаватель, высококвалифицированный педагог-наставник и одновременно коллега, готовый к непрерывному самообразованию вместе со студентом. Это должен быть не просто преподаватель-консультант (тьютор), а наставник, способный заставить не окончательно сформированную личность обучаемого двигаться вперед, развиваться. Личность наставника очень важна, но она не должна ограничивать свободу и самостоятельность студента. Преподаватель в системе дистанционного образования должен обладать высокой информационной культурой, навыками разработки электронных учебно-методических комплексов, а также владеть основами психологии общения в виртуальной среде, методиками активного и интенсивного обучения, должен реализовывать индивидуальный подход и особое отношение к обучаемому. Именно такой преподаватель в системе дистанционного образования определяет его качество и результативность.

3. Проблема разработки специального электронного учебно-методического комплекса. Его качество определяет результаты дистанционного обучения намного больше, чем при традиционном обучении. Разработка учебно-методического комплекса дисциплины или цикла дисциплин предполагает сокращение количества текстового материала, наличие структурно-логических схем, аудио- и видео-файлов. Данный УМК должен включать в себя учебную, справочную информационные базы, систему тестирования, методические указания для организации самостоятельной работы студента. Учебно-методический комплекс цикла дисциплин – это логически выстроенное единое целое с учетом межпредметных связей, это совокупность содержательных блоков, описывающих предметную область учебных дисциплин в соединении с практическими заданиями.

4. Проблема организации специального образовательного пространства на основе информационно-технологического обеспечения и технической поддержки. Это предполагает наличие развитой системы управления знаниями и информацией. Высоко организованное образовательное пространство обеспечивает студентов потоком систематизированной информации, систематизацию процесса получения знания, доступность для использования и доступ к информации из любого места.

Процесс дистанционного обучения нельзя назвать простым и легким. Студенты ЦДО отмечают следующие трудности:

- нехватка времени (12,5%);

- сложные вопросы комплексных аттестационных работ (21,42%);

- неточности в электронном учебно-методическом обеспечении (28,5%);

- недостаточность навыков работы в Интернете (18,5%).

Перечисленные выше проблемы и трудности могут быть решены общими усилиями администрации, преподавателей и студентов колледжа. В связи с этим Центр Дистанционного Обучения «Нижнетагильский торгово-экономический колледж» поставил для себя основную цель – развить модель дистанционного образования в колледже до наиболее эффективной системы, удовлетворяющей требованиям качества образования. Для реализации поставленной цели требуется решить несколько задач, основными среди которых являются следующие:

1) совершенствование имеющегося учебно-методического комплекса дисциплин;

2) повышение квалификации преподавателей, работающих в ЦДО, в области умения разрабатывать электронные учебно-методические комплексы, а также владеть основами психологии общения в виртуальной среде;

3) развитие и совершенствование образовательного пространства на основе информационно-технологического обеспечения и технической поддержки;

4) усилить индивидуальный подход и особое отношение к разным категориям студентов.

Динамично развивающаяся экономика вынуждает человека в процессе жизни несколько раз менять сферы профессиональной деятельности, а также постоянно повышать свой профессионализм. Следствием этого является потребность в непрерывном профессиональном образовании, в профессиональной переподготовке, повышается роль самообразования. Система Дистанционного Образования, отвечающая данным требованиям, может быть рассмотрена как приоритетное направление профессиональной подготовки специалиста.